Юмор в истории



Проект История юмора

 

Происхождение слова "юмор"

Юмор — первоначально на латинском языке слово humor означало жидкость, сок. Другие значения оно получило в связи с средневековой медициной, по которой здоровое состояние человеческого организма зависит от надлежащих свойств и соединения четырех жидкостей, заключающихся в организме. Понемногу название humor стало прилагаться к этому надлежащему соединению телесных жидкостей и обусловленному им здоровому состоянию тела и особенно духа. Таким образом довольно рано слово humor (немец. Нumor, франц. humeur) стало в европейских языках означать настроение, то дурное (у французов), то преимущественно хорошее (у немцев с ХVIII века).

Происхождение юмора

Платон
Первым в ряду выдающихся философов, уделившим внимание изучению смешного, принято называть Платона (427-348 до Р.Х.). Основатель философии не обошёл вниманием несерьёзный предмет. И его мнение о предмете оказалось отрицательным. Платон не нашёл в юморе ничего хорошего. В трактате "Республика" он рассмотрел отрицательные последствия безумного смеха. В "Филебусе" смешливому человеку приписываются только пороки. Смешливые люди представляются себе более богатыми, красивыми, умными, чем они есть на самом деле. Платон считал юмор негативным явлением, ибо чувство это основано на злобе и зависти, в особенности смех, вызванный несчастьем или неудачей других, или насмешки над стоящими ниже по положению. Платон не сделал попытки объяснения природы смешного, но пришёл к весьма важному выводу о том, что смех может иметь серьёзные последствия, в том числе для жизни целого государства.
Аристотель (384-322 до Р.Х.) в "Риторике" рассматривал шутки как форму образованного высокомерия. Он отмечал две основные черты комического: "Смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное". Аристотель был первым, кто ввёл понятие об эффекте неожиданного или триггерного смеха. Эта идея была прочно забыта его последователями и нашла поддержку только через две тысячи лет в работах Канта и Шопенгауэра. В отличие от Платона Аристотель допускал, что в умеренных количествах юмор может быть полезным.
Своё объёмистое сочинение посвятил изучению юмора Квинтиллиан. Средние века не были лучшим временем для исследования такого радостного явления как юмор и следующий период активности исследований этого вопроса пришлось ожидать до начала Возрождения.
Томас Гоббс (1588-1679) развил взгляд Платона и Аристотеля о том, что смех имеет отношение к превосходству над окружающими. В "Левиафане" Гоббс пишет, что человечество находится в постоянной борьбе за власть и не должно удивлять, что он отдаёт победу смеющемуся. Гоббс высказал плодотворную идею о том, что смех является выражением внезапного триумфа, происходящего от внезаного же чувства превосходства над окружающими или над своим прошлым.
В дальнейшем, различные ученые (Кант,Фрейд,Локк и др) развивали разные идеи происхождения и появления юмора,однако так и не создали "универсальной" теории происхождения юмора. Теория юмора,которая полно, логично и убедительно раскрывает его природу, пока не создана.

Классификация юмора

Первые попытки классифицировать остроумие восходят к античной древности: они были предприняты Цицероном и Квинтилианом.

Классификация Цицерона

 Цицерон

Это - первая формальная классификация остроумия. Можно представить себе, с каким мастерством и, очевидно, практическими результатами, великий оратор пользовался этими приёмами.
  • Словесная форма остроумия, которая включает в себя:
    1. абсурд
    2. двусмысленность
    3. неожиданные умозаключения
    4. каламбур
    5. аллегория
    6. противоположность
    7. кажущаяся простота
    8. карикатурное изображение
    9. сравнение (похожесть)
    10. противоречие (противоположность)
    11. несбывшееся ожидание
    12. уклончивость
    13. ирония
    14. метафора
    15. передразнивание
    16. небылица
    17. пословица
    18. лёгкая насмешка
    19. неожиданность
    20. недооценка
    21. буквальное понимание слов
    22. необычное истолкование имён собственных.

Классификация Квинтилиана

Квинтилиан тоже рассматривал остроумие в связи с риторикой. Он более чётко, чем Цицерон, отделял остроумие от просто смешного. Он понимал, что человек смеётся не только над тем, что остроумно, но также над глупостью, трусостью, невоздержанностью и пр.
Все причины, вызывающие улыбку и смех, Квинтилиан разделил на 6 групп:
  1. Изысканность (urbanitas).
  2. Грациозность (venustum).
  3. Пикантность (salsum).
  4. Шутка (facetum).
  5. Острота (jocus).
  6. Добродушное подтрунивание (decacitas)

Современная классификация

В настоящее время есть универсальная классификация юмора:
  1. Юмор унижения(нам смешно, когда кто-то попадает или поставлен в незавидное положение). Чистым случаем юмора унижения является насмешка над человеком, попавшим в неловкое положение или обладающего физическими недостатками. Например: "Рыжий, рыжий, конопатый". Подобный юмор используется клоунами на арене. Белый клоун бьёт рыжего по голове, тот падает. Обливатся водой, попадает впросак. Комедия положений, в частности, фильмы немого кино, над которыми мы смеялись навзрыд, почти целиком состоят из подобного юмора.
  2. Юмор возвышения(мы получаем удовольствие, когда возвышаемся в собственных глазах или над другими). Ярким примером данного типа юмора может служить эпиграмма А.Иванова, посвящённая Майе Плисецкой: "Я говорить о вас бы мог экспромтом и не вдруг;Большой театр без ваших ног буквально как без рук".
  3. Смешанный юмор(представляет собой комбинацию двух предыдущих).




Виды юмора

Существуют различные формы юмора, соответствующие разным уровням гуманизации. Например, грубые шутки популярны среди детей и подростков, в то время как сатира более популярна среди более взрослых и образованных людей. Юмор зачастую неуниверсален и не переносится из одной культуры в другую, обычно из-за того, что зависит от деталей конкретного культурного окружения. В эпоху глобализма различия между культурами становятся всё более понятными и юмор становится универсальнее. Существуют различные формы юмора: парадокс, ирония, оксюморон или игра слов, остроумие, пародия, сатира, сарказм и так далее. Юмор имеет различные литературные формы — анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ, каламбур, остроумный ответ собеседнику, к месту сказанный афоризм и так далее. Кроме текстовой формы, юмор может быть также представлен в графической форме — карикатура, рисунок, фото и т. п. Особый вид юмора представляет собой черный юмор. У некоторых народностей существуют ещё и такие формы юмора как народные устные юмористические повествования — сноавэ. Существует также бытовая форма юмора, которую называют стёб или стеб (разг.). По своей сути стёб может сочетать различные формы юмора, которыми высмеивается выбранный для стёба объект (например, общий знакомый, литературное произведение, художественный фильм и т. п.). Также бытовой юмор могут обозначать словом прикол. Однако, несмотря на семантическое пересечение со словом стёб, под приколом могут также понимать что-то необычное, неординарное.

 

Развитие юмора в литературе


Дон Кихот

Великий дар неподдельного юмора. — удел немногих писателей. Здесь мало одного таланта; надо быть широким, не расплываясь в безразличии; надо быть снисходительным и добрым, умея презирать и ненавидеть; надо соединять с естественностью остроумия чуткий такт и сознание меры; надо уметь совместить реализм и идеализм, лавируя между исключительным натурализмом грубой правды и болезненной ирреальностью романтиков. Юмора нет у Жуковского, нет у Золя, нет в литературе декаданса — нет и не могло быть. Говорят, Гегель не выносил и не понимал произведений Жан Поля; это вполне понятно — увлечения и отвлечения мышления, порвавшего связь с миром действительности, не могут ни на какой почве сойтись с юмором, полным непреходящего чувства реального мира. Эта двусторонняя, равно прочная и сильная связь юмора с миром действительности и с миром идей составляет его характерное отличие. Его здравый смысл чужд идеологии в той же мере, в какой его идеализм чужд безыдейной пошлости практика. Величайшее произведение юмора, «Дон Кихот», есть в одно и то же время и насмешка здорового ума над фантазиями безумца, и торжество глубокого идеализма над грубым и пошлым здравым смыслом, «умом глупца». Классической древности почти чужд настоящий юмор, равно как и средним векам, в искусстве которых много самой резкой сатиры, самого грубого комизма, но нет юмора, ибо средневековой Европе еще чужда та субъективная душевная самобытность, которая составляет условие юмора. Лишь начало новой эпохи — вместе с произведениями Шекспира и Сервантеса — дает образцы высочайшего юмора. Примером и символом отношения классического искусства служит для Лацаруса сопоставление античного хора и шекспировского шута. И тот, и другой являются в драме представителями разума, рассуждения, пассивного сочувствия той или иной стороне, но у Шекспира разум находит олицетворение в том, кто для всех является дураком — и в этом заключен символ трагического бессилия разума; возвышенны мысль и мотивы шута, ничтожна и смешна его внешность: в этом глубокий юмор его образа. 



<<Ревизор>> Н.В.Гоголя
В ХVIII веке Англия создает особую форму романа, проникнутого юмором — и эта форма удерживается в английской литературе до нашего времени, дав таких представителей, как Стерн и Диккенс. Они оказали влияние также на немецкую литературу, но юмористические произведения Тюммеля, Гиппеля, Жан Поля Рихтера не достигли такого всемирно-исторического значения, какое имели английские юмористы, а юмористический элемент в произведениях романтиков — Тика, Клеменса Брентано, Кернера — искусствен и натянут. Среди немецких писателей XIX в. выделяются по своему неподдельному и живому юмору Фриц Рейтер, Готфрид Келлер, Густав Фрейтаг; из более новых называют Генр. Зейделя, Ганса Гофмана, Э. фон Вольцогена, О. Э. Гартлебена. Замечательными представителями глубоко-философского юмора гордятся также скандинавские литературы. Наоборот, в романских литературах, в среде более склонной к пафосу, чем к тихому сосредоточению, Юмор дал мало выдающихся образцов, и самый термин имеет иной оттенок значения. В высшей степени присущ здоровый юмор славянским литературам; в польской в нем заметнее оттенок сентиментальности, в русской он резче, подчас приближаясь в сатире. Юмором запечатлены чуть не все первоклассные дарования, составляющие гордость русской литературы — и попытка усмотреть в Ю. «ахиллесову пяту» Тургенева едва ли может быть признана основательной. Не только в общем отношении писателей к изображаемому миру отразился этот Ю., но особенно в целом ряде глубоко жизненных фигур, от Савельича Пушкина до Максима Максимыча Лермонтова, от «Старосветских помещиков» — Гоголя до «Бедных людей» Достоевского. Тот «видимый миpy смех и невидимые слез», которые считаются формулой Гоголевского юмора, дают антитезу более резкую, чем это наблюдается в юморе, почти сатирическую; и действительно, в том смехе, с которым Гоголь изображал своих чудовищных героев бесконечной пошлости, совсем не чувствуется характерного для юмора примирения и сочувствия. Взглянули на мир сквозь призму юмора также следующие литературные поколения; превосходные образцы юмора мы находим в произведениях крупных и второстепенных писателей — Слепцова, обоих Успенских, Кущевского, Горбунова, Лескова, Короленко, Чехова и др.

 

Ссылки

  1. http://smallbay.ru/catalog/humour.html
  2. http://slov.com.ua/brokgauz_efron4/page/yumor.212874/
  3. http://www.lebed.com/2004/art3865.htm
  4. http://www.lebed.com/2004/art3890.htm







Комментариев нет:

Отправить комментарий